djks
 
Главная \ История городского искусства Владивостока \ Прогулки по городу \ 2010-08-28. Утраты
______________________________________________________________________________________

 

Утраты
Автор: Шугуров Павел
28.08.2010 12:40 \ ПТР


Часть 1


Часть 2

 

Здравствуйте мои друзья. В сегодняшней программе «Прогулки по городу» мы говорим на проблемную, сложную тему – Утраченные произведения... Городская среда постоянно и непредсказуемо меняется: появляются новые градообразующие идеи, политические и экономические катаклизмы тормозят инициативы. Часто в этом водовороте событий, в погоне за малым и сиюминутным, мы теряем ценное и важное.


Но далеко не всегда изменения – это утрата и печаль. Город - живой организм, жизнь на месте не стоит, и многое совершенствуется, меняется к лучшему. Например, памятник вице-адмиралу Степану Осиповичу Макарову. Автор - скульптор Алексей Ильич Тенета, который создал и Памятник Борцам за власть Советов. Первоначальным местом установки бронзового Макарова была Луговая площадь. 33 года простоял он там, до начала строительства дорожной развязки.

С 1999 года находится здесь, на улице Набережной.
Сейчас всем очевидно, что новое место установки этого памятника намного лучше. Здесь сам рельеф стал дополнительным, естественным постаментом, делающим скульптуру еще величественнее, монументальнее. Но в 99 году перенос этого произведения вызвал немало дебатов.


Скульпторы - Зверев, Иконников, архитектор - Вдовин, 1967 г.

Буквально месяц назад остро стояла проблема поиска нового места для Памятника Морякам торгового флота погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., в связи со строительством моста через Золотой рог. Каждый из телезрителей навскидку, с легкостью предложил бы несколько площадок для возможной установки этого произведения. Однако, при детальном изучении, вопрос этот оказался очень непростым. Около года шли споры между ветеранами, архитекторами и чиновниками. Было пересмотрено несколько мест, сделано несколько дизайн-проектов. Компромиссом можно считать решение перенести Моряков на несколько десятков метров левее, вынести из-под моста. Но уже сейчас ясно, что первоначальное их расположение, до появления моста было лучше. Памятник был доминантой, теперь же, в соседстве с гигантскими опорами, кажется вторичным.

Тоже самое можно сказать о скульптурном портрете Пушкина из Пушкинского сквера. Помните, как ступенчатая аллея подводила нас к бронзовому изваянию Великого поэта?

Некоторым произведениям городского искусства повезло еще меньше. Например, мозаичному панно на магазине Изумруд, авторства Павла Федотова.

Сейчас здание выглядит так. Неужели кому-то показалось, что так будет красивее? Или мозаика на Дальрыбвтузе на Баляева.

Да… безвкусный баннер - лучшая реклама для ВУЗа, не умеющего ценить своей истории.
Или прекрасная мозаика на фасаде дома на улице Светланской. Еще 3 месяца назад она выглядела вот так.

Неужели кого-то до сих пор смущает этот советский пафос? Неужели кого-то устаревшая идеология этой работы отвлекает от высокохудожественного исполнения? Посмотрите, с каким профессионализмом подобраны эти кусочки смальты… а сейчас фасад этого дома выглядит так…

Советское искусство уже стало антиквариатом. В ценах сегодняшнего дня, одно только изготовление этого панно обошлось бы в 150 – 200 тысяч рублей. Не считая исторической и авторской ценности, которые несоизмеримо больше. Да… жаль…

Но, на самом деле, это произведение не погибло. Оно было сделано на века, и его не так-то просто удалить. Сейчас оно находится под этими панелями алюкобонда. И я уверен, когда времена алюкобонда пройдут, наши потомки откроют мозаику и вернут ее городу.


Халатное отношение к общественным ценностям – не есть черта исключительно нашего времени. Вот, например, памятник герою революции Сергею Лазо скульптора Писаревского. Отличное монументальное произведение, но постамент на котором стоит Лазо принадлежит другой скульптуре – адмиралу Василию Завойко. Памятник этот был визитной карточкой города. Решительная в своей жажде изменений революционная толпа оторвала царскому адмиралу голову. С 1929 года памятник выглядел как обелиск в стиле конструктивизма, была даже выпущена открытка с таким видом. Лазо появился на постаменте только в 1945 году. Опять борьба идеологий…

Да, но не только она становилась причиной гибели городского искусства. Во Владивостоке в советское время было установлено и исчезло масса уличных скульптур. Здесь, напротив дома, известного как Серая лошадь, некогда красовалась, подбоченясь, девушка с веслом. Как вы понимаете, эта фигура была композиционно связана с фигурами на крыше дома.

Образ девушки с веслом имеет богатую предысторию, она – один из символов социалистического реализма. Удивительно, но тиражность ее была почти сравнима с тиражностью памятников Ленину.

Скульптуры были и на крыльце ДВГУ, на месте декоративных шаров.

А на Спортивной набережной было около десятка фигур спортсменов, иллюстрирующих топографическое название конкретными спортивными упражнениями.

Белые скульптуры придавали городу такой южный, курортный вид. Почему от них отказались? История умалчивает…



Известны и обратные примеры, когда после, казалось бы, непоправимых изменений горожане восстанавливали исторический облик произведения. Например, памятник Невельскому, переделанный в 30-х годах в Памятник Жертвам революции со звездой вместо орла. Около 30 лет простоял он в таком виде. Только в 60-х была восстановлена историческая справедливость.

А вообще, это может быть довольно увлекательной игрой – отслеживать изменения. Известно ли вам, что стела на въезде в город тоже когда-то была другой? Посмотрите. Обратите внимание на форму колонны.

Да, а ведь и асфальт на улицах был не всегда. Все-таки брусчатка придавала улице особенный, романтический образ. Интересно проследить, как она исчезала, сначала с автомобильной проезжей части, потом с трамвайных путей, а теперь вот и трамваев здесь больше не будет.

(встречаем Джона Кудрявцева)
Хочу вас познакомить с художником Джоном Кудрявцевым, настоящим ценителем Владивостокской старины…

Интересно, долго ли горожане будут называть этот новый Сквер городов побратимов Сквером со слониками, вспоминая о клумбе в виде слонов, уничтоженных вандалами еще в 2007 году? Удивительный объект эти слоники. При всей сомнительной художественности, запали они в душу городу. И ведь тоже несколько раз меняли свое местоположение – сначала были на Семеновской площади, потом в нынешнем сквере городов-побратимов. Лично мне не кажется, что можно запросто забыть слоников, ведь горожане полюбили их. И ведь это не так сложно и дорого – восстановить их, пусть не здесь в новом месте… для многих это было бы настоящим подарком.

(интервью с Дмитрием Батищевым, автором проекта)


Общее - значит, ничье. Под таким девизом прошли последние двадцать лет. И в этом главная причина кризиса нашего общества. Поэтому мы не ценим свою историю и культуру, не собираем ее по крупицам, а бездумно разбрасываемся. Так давайте придерживаться другого лозунга: Общее – значит моё и наше!
Удачи вам. С вами был Павел Шугуров.

     

______________________________________________________________________________________
Главная \ История городского искусства Владивостока \ Прогулки по городу \ 2010-08-28. Утраты

______________________________________________

© Официальный сайт компании ООО "33 плюс 1".
Любое использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации "33 плюс 1".

 

Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт