djks
 
Главная \ История городского искусства Владивостока \ Прогулки по городу \ 4. Граффити
______________________________________________________________________________________

 

Владивостокские граффити.
Автор: Шугуров Павел
24.04.2010 12:40 \ ПТР


Часть I


Часть II

(на Спортивной)

В эфире четвертый выпуск программы «Прогулки по городу». Меня зовут Павел Шугуров. Здравствуйте. Каждый из нас является свидетелем ожесточенной борьбы, которая происходит на улицах нашего города. Новый вирус поразил Владивосток – граффити или граффити (разное ударение), оба произношения – правильны. Есть ли среди жителей те, кто равнодушен к этой проблеме? Уверен, что нет.

Непонятные надписи расползаются по стенам домов, подъездов, лифтов. перебивки. Они в одно мгновение сводят на нет усилия по благоустройству, превращая внешний вид улиц в замусоренные, опасные гетто.

Подавив в себе желание «оторвать руки этим художникам», попробуем разобраться в причинах болезни, и дать некоторые советы по ее лечению. Тем более что иногда в этом хаосе попадаются некоторые действительно талантливые рисунки, которые не портят, а украшают город. А значит - надежда есть!

История Владивостокского граффити – повторяют историю мирового граффити с разницей в 30 лет. Началось все с тагинга – росписи художника, либо его никнейма, либо названия его команды. Это самое простое из проявлений граффити, оно было первым. В начале семидесятых в Нью-Йорке был некий курьер, который во время своих перемещений по городу писал свой псевдоним на стенах домов и метро. По происхождению он был греком, звали его Деметраки. Вот он и писал везде TAKI 183 (Таки 183). 183 – это номер улицы, на которой он жил. 21-го июля, 1971-го года в газете Нью-Йорк Таймс появилась статья о нём, после прочтения которой сотни тинэйджеров начали проставлять свои имена по всему Нью-Йорку. От простых ровных линий, до сложной каллиграфии, которая зачастую понятна только его автору.

Первой значительной командой во Владивостоке были JBC (Jamma Bosi Crew) с легендарным Shu, которого называют «отцом местного граффити».


JBC. 2002.


Shu. 2010

(Гоголя)

Следующей ступенью после тэгинга уже традиционно стал бомбинг. Бомбинг – более масштабный рисунок того же содержания: имя художника или команды, при выполнении которого используется не более трёх цветов. Его сложность заключается в стремлении сделать максимум, за минимальное количество времени. И чем опаснее место – тем выше оценка.

Граффити дает подросткам некую возможность самовыражения, минуя какие-либо иерархические учебные и возрастные барьеры. На улице - все равны, и заметным тебя делает только твой стиль. Поэтому уличные художники упорно совершенствуют свои умения, жадно ищут информацию в журналах и интернете.

В городе есть несколько Граундов (от «Underground» - подземка). Граунд – это место, где можно рисовать, не опасаясь быть пойманным, или того, что твой рисунок закрасят до того, как ты покажешь его своим друзьям. Обычно это стройки или подземные переходы. (подсъемка Вторая речка) Есть знаменитый граунд на стенах русла Второй речки – своеобразный музей граффити. (в кадре) С 2002 года таким Граундом стала эта стена на гоголя, открытая фестивалем «Красочный город».

(У Дома пионеров)

История Владивостокского граффити делится на два периода – до появления профессиональных красок и после. Переломным был 2007 год. До этого художники рисовали китайскими баллонами, которые отличались очень низким качеством. Добиться плавных цветовых переходов, однородных заливок было сложно. Однако это способствовало выработке особой техники распыления краски. Много сил уходило на борьбу с материалом. Это работа художника Amigo. 2002, сделана она китайской краской.

Amigo был первым уличным художником во Владивостоке освоившим третью ступень в граффити, после тэгинга и бомбинга - 3-D стиль с объемными буквами и пространственными композициями.

Я хотел показать вам фотографии работы художника Оливера 2003 года - «Че Гевара» на улице Кипарисовой. Работа не сохранилась. Оливер сделал эскиз. Его соавтор Image сделал своеобразную инверсию эскизу Оливера. Мысль использовать портрет Че Гевары в роли композиционного центра пришла уже в ходе работы, когда ребята с баллонами стояли у стены. В результате получилась художественная концепция. Так, весьма спонтанно, они сделали революционную во всех смыслах работу. Кстати, в шрифтовой композиции недвусмысленно прослеживается серп и молот.

(Крайбольница)

В 2006 году Владивостокская команда ОМГ заняла третье место на Первом Дальневосточном граффити-фестивале. В 2007 году в Красноярске на Пятых Российских Дельфийских играх они взяли первое, второе, и четвертое места в номинации «граффити». (слайд шоу) О Владивостокском граффити узнали за пределами города. Был налажен контакт с поставщиками профессиональной краски из Москвы и Питера. Граффити начало приобретать черты спланированного процесса, уходить от спонтанного эго-проявления. (в кадре) Сейчас до начала работы художники учитывают многие факторы, начиная от топографических особенностей местности и рельефа поверхности, заканчивая взаимодействием рисунка с окружающей социальной средой. Важной вехой стала первая граффити-выставка во Владивостоке «Аэрозоль», которая отрылась 11 апреля 2009 года в Музее современного искусства “Артэтаж-ДВГТУ".

________________________________________________________________________


Abadok, Onez, Snaky (OMG). 2008. За серой лошадью. На работу ушло 50 баллонов.

(в переходе на Суханова)

Подытоживая увиденное и услышанное, можно понять природу явления, уродующего облик Владивостока. Все дело в подростковом самоутверждении. Написав на побеленной стенке своё имя, подросток сразу становится самым «крутым» в своём окружении. Та же причина раннего курения и приобщения к алкоголю. Однако, эффект привыкания к «бомбингу» намного меньший. Тех немногих, кто отваживается бросить вызов граффити-авторитетов, ждёт трудный путь ежедневного поиска своего стиля, путь взлётов и падений. Совершенно очевидно, что форма граффити-вандализма, которая повергает прохожих в шок – это в основе своей положительная молодежная инициатива, не нашедшая поддержки и понимания взрослых и выродившаяся в неуправляемое хулиганство.

(на Уборевича)

Как ты думаешь, как можно направить эту инициативу в русло позитивного созидания? Методом кнута и пряника. С одной стороны - рисовать необходимо ужесточить административные меры за рисунки там, где нельзя. С другой нужна поддержка Граундов и Стен славы, где упражняться в граффити разрешено официально. Места эти должны располагаться в центре города, чтобы стать своеобразным музеем под открытым небом, территорией встреч и отдыха молодежи. Подбором таких мест должны заниматься профессиональные архитекторы, в соответствии с градостроительной концепцией.
Граффити может быть красивым, актуальным и модным. В том, что сейчас граффити – синоним слова «уродство» виноваты не уличные художники, виновато общество, не способное направить кипучую инициативу.

С вами был Павел Шугуров. Удачи вам!

     

______________________________________________________________________________________
Главная \ История городского искусства Владивостока \ Прогулки по городу \ 4. Граффити

______________________________________________

© Официальный сайт компании ООО "33 плюс 1".
Любое использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации "33 плюс 1".

 

Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт