djks
 
Главная \ История городского искусства Владивостока \ Прогулки по городу \ 3. Странные памятники
______________________________________________________________________________________

 

Самые странные памятники
Автор: Шугуров Павел
14.04.2010 12:15 \ ПТР


Часть I


Часть II

(Тихая)

Сегодня мне хотелось бы рассказать о самых загадочных и непонятных произведениях уличного искусства во Владивостоке. Единственным критерием отбора таких произведений станет сегодня мой опыт художника-монументалиста и субъективный вкус. Поверьте мне на слово, объекты, которые мы сегодня посмотрим, мне не стыдно показывать ни вам, ни своим российским и зарубежным коллегам, специалистам городского дизайна.

Начну я свой поход за странностями, отсюда с кольца на Тихой от этих загадочных био форм, автором которых стал Алексей Пантелеевич Онофриенко в начале 80-х годов. Изначально этот объект находится на ост. Гоголя, до строительства автомобильной развязки. Архитекторы не нашли возможности «вписать» его в обновленный пейзаж и перенесли сюда. Вообще район Тихой – своеобразный парк странных арт-объектов.

Вот еще один памятник. Букет якорей. Очень странная композиция.

(Школьная)

Удивительное произведение на ул. Гризодубовой. Как мне удалось выяснить у местных жителей, те ассоциации и сравнения, которые возникают при виде этого памятника далеко небезосновательны. Это памятник долгожданному зачатию. Его поставил житель этого дома???, который пообещал своей жене, с которой они долгое время пытались завести детей, что если у них всё получится, он сделает в честь этого события памятник.

Ну, что двигаемся дальше?

(Дальзаводская)

Здесь, на ул. Дальзаводской, притаился и ждёт один из самых необычных российских уличных памятников – памятник ниндзе. Ниндзя – это японский шпион-убийца, популярнейший образ у молодежи девяностых годов. Кто автор этой скульптуры, остается загадкой. Сделана она из пластика. Даже в скульптурном воплощении Ниндзя этот далеко небезопасен. Представьте себе, вы идёте, на улице темно, вы поскользнулись или споткнулись и упали глазом на этот меч. Возможность столь трагичной ситуации говорит о непрофессионализме автора скульптуры. Но это не умаляет достоинства самой идеи памятника ниндзе в нашем азиатском городе.

(Дальзавод)

Нелепость часто становится главным ценным качеством того или иного художественного объекта. В двух шагах от бронзового ниндзи на территории Дальзавода существует так называемый Черный рельеф. Фотографии этого произведения поразили когда-то моих американских коллег. «Это невозможно» - говорили они. Мой ответ вы знаете: «Во Владивостоке возможно всё, нас не пугают самые смелые, широкие, даже абсурдные идеи!» Толстенный, угольно-черный металлический рельеф как инородное тело прилепилось к маленькому беленькому домику и вот-вот поглотит его весь. Да здравствует, индустриализация! Мощно! Необычно! Здорово!

(ост. Картинная галерея)

Кто из нас, проезжая по Партизанскому проспекту, не испытывает удивления при виде железного коня напротив Картинной галереи. Вот уже два года ждёт скакун своего отлучившегося всадника. Историю этого объекта я попрошу рассказать его автора художника Игоря Обухова.

(ост Инструментальный завод)
.
В центральной части города, на остановке Инструментальный завод, на недостижимой для обычного человека высоте написаны несколько иероглифов. Что хотел сказать человек, написавший их и как он туда забрался? – остаётся только догадываться. Но сам по себе этот факт - на грани героики и вандализма.

(Днепровская)

Самой популярной техникой монументальных произведений во Владивостоке стала кирпичная мозаика, когда рисунок составляется путём чередования кирпичей белого и красного цвета. Так советские строители пытались разнообразить типовую архитектуру. Произведения кирпичной мозаики разбросаны по всему городу, но самые шедевры сконцентрированы здесь, между остановками Некрасовской и Молодёжной.

Хочу представить вам шедевр – Боксёры. Да. Да. Это у нас, во Владивостоке. Посмотрите, как современно звучит пиксельная графика. Какая выразительная стилизация лиц спортсменов, динамики их боя.

Здесь же, на следующем доме, ожидает вашего внимания советский «морской супермэн», как я его называю. Судя по почерку, автор этих произведений не был профессиональным художником, но это не помешало ему подарить Владивостоку добротную и интересную монументальную графику, образы своего времени.

(ост. Столетия)

История мирового искусства не раз доказала, что откровенность и увлеченность автора – факторы более важные, чем его успешность или профессиональная подготовка. Следующий объект на Ильичева, дом 23, который я хотел бы представить вашему вниманию, был сделан человеком, который тоже не считает себя художником. Сейчас стены дома, где живёт Виктор Петрович Носов, выглядят так. Но еще месяц назад они были испещрены надписями. Их тотальный характер однозначно выводил этот проект за рамки обычного стеномарательства. Это был - я не побоюсь этого слова – шедевр, и сегодня он утрачен. О былом размахе проекта могут рассказать только оставшиеся надписи на гаражах и фотографии.

см. первоначальный вид

Все началось в 2003 году, когда Виктор Петрович, выходя из своего подъезда, столкнулся с двумя юношами в состоянии искаженного сознания со шприцами в руках. Виктор Петрович – человек активного действия, с оформившимся мировоззрением, и первой его реакцией на ситуацию была идея «наподдать так, чтоб навсегда запомнили». Сдержав себя, Виктор Петрович решил сначала поговорить. Говорили о жизни. Носов принес из дома книги, которые, по его мнению, могли помочь ребятам понять мир вокруг и найти себя в этом мире. Разошлись удовлетворенные разговором. Встретились через некоторое время там же, так же случайно. Юноши сказали, что книжки прочли, но ничего не поняли. Тогда у Виктора Петровича и возникла идея самые важные тезисы и цитаты выписывать на фасад своего дома и гаражи во дворе. «Что постоянно напоминать прохожим о самом важном».

(ост Универмаг)

Бионические скульптуры на остановке Универмаг на Второй речке, как вы уже догадываетесь – это кровные сестры тех объектов, которые мы видели на Тихой. В нынешнем хаосе наружной рекламы и рыночной торговли, мало кто замечает эти произведения, и совсем никто не заботится. Однако это уникальные объекты абстрактной советской скульптуры, советского городского дизайна. Сделаны они из бетона, а сверху выложены мозаикой. Есть ли смысл рассказывать о том, сколь трудоёмкая эта техника? Произведения эти могли бы стоять вечно, не выцветая, не разрушаясь, но им нужен минимальный уход, минимальная охрана и наша любовь.

Что же обозначают эти скульптуры?» Давайте попробуем задать этот простодушный обывательский вопрос их автору – Алексею Пантелеевичу Онофриенко. В конце концов, мы имеем право знать, ибо не мы вторглись в личное пространство художника, а художник вынес своё творчество на улицы города, которые принадлежат в равной степени всем нам.

(Давыдова)

«Луна 9», стена школы. И снова кирпичная мозаика. Обратите внимание на оригинальную фактуру поверхности. Ну не удивительны ли эти новации в обращении с таких заурядным обыденным материалом.

(Русская)

Ещё один объект, который подтверждает простую мысль: уникальность произведения искусства во многом зависит от его ориентированности на местные мотивы и традиции. Мы приезжаем в Нью-Йорк, чтобы посмотреть на небоскребы, в Петербург – на классическую архитектуру, во Владивосток – на Тихий океан, ландшафт и сильных духом людей. Это Дальневосточная специфика.

Перед нами объект на ул. Русской, Вторая речка. Это граффити в псевдокитайском стиле. Этот проект не стыдно показать ни Владивостокцам, ни гостям.

Это произведение следует расценивать как первый шаг к проявлению Дальневосточной тематики в современном местном искусстве. Китайская направленность не должна очень смущать, потому как наш город всегда был в центре азиатского культурного диалога. Важнее качество сделанной работы и то, что нигде в России вы больше не найдете объекта такого масштаба со столь специфичной темой.

(Молодежная, во дворе, на окрашенных шинах)

На этом я хотел бы закончить свою прогулку за уличными странностями. Понятно, что представленными произведениями список необычностей во Владивостоке не ограничивается. Сегодня я был как никогда субъективен. Главным признаком отбора объектов была моя оценка их необычности, уникальности. На мой взгляд, самое ценное искусстве - это искренность. Поэтому, например, эти шины, выдаваемые жителями этого двора дома 28 Г на проспекте Столетия за предметы городского дизайна, мне дороже, чем многие произведения из мрамора и гранита. В этих шинах больше любви и заботы, а иногда и социального послания, и даже протеста. Спасибо вам, жители за ваше творчество. Всегда с вами, Павел Шугуров

 

     

______________________________________________________________________________________
Главная \ История городского искусства Владивостока \ Прогулки по городу \ 3. Странные памятники

______________________________________________

© Официальный сайт компании ООО "33 плюс 1".
Любое использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации "33 плюс 1".

 

Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт