djks
 
Главная \ История городского искусства Владивостока \ Прогулки по городу \ 2. Городские символы
______________________________________________________________________________________

 

Городские символы в монументальном искусстве
Автор: Шугуров Павел
20.02.2010 12:15 \ ПТР


Часть I


Часть II

Сцена 1. У стелы.

Е.С. - Здравствуйте! В эфире вторая передача из цикла «Прогулки по городу». С вами Евгения Солнцева и – Павел Шугуров. Павел – профессионал в области городского искусства и он обещает, что сегодняшняя прогулка будет не менее интересной, чем в прошлый раз.
П.Ш. - Да. Темой сегодняшнего обзора я предлагаю сделать символы Владивостока в городском искусстве.
Е.С. - Замечательно!
П.Ш. - И начинаем мы нашу прогулку, как вы успели заметить, от стелы, стоящей на 28-м километре трассы Владивосток-Хабаровск. Сейчас трасса расширяется, поэтому привычный горожанам пейзаж неузнаваемо изменился. Но стела в этом месте, как говорят архитекторы, останется непременно.


З.Г. (Закадровый голос)
Стела – поистине народный памятник, действительный символ столицы Приморья. Границы города изменяются. Трансформируется архитектура. Даже наш гористый рельеф выравнивается высотной застройкой. Но ростральная колонна и морячок перед ней всегда встречают и будут встречать каждого прибывающего во Владивосток.
Может показаться, что наша ростральная колонна похожа на ростральные колонны архитектора Тома де Томона со стрелки Васильевского острова в Петербурге. Да и корабль в навершии очень напоминает один из трех исторических символов Питера – корабль с Адмиралтейства.

Однако, прямой взаимосвязи нет, кроме того, что и наша, и петербургские колонны действительно ростральные - от лат. rostrum — нос корабля. Ростральной называется отдельно стоящая колонна, ствол которой украшен носами кораблей или их скульптурными изображениями. Эта традиция существовала в Древнем Риме. Обычно такие колоны воздвигались в честь морских побед или как символ морского могущества страны. Ростральная колонна на въезде во Владивосток установлена в 1960 году, к 100-летию со дня основания города. На её вершине установлена металлическая модель парусника. В народе бытует миф, что это первооткрыватель города, «Манджур», но это не так. Парусник здесь – это просто парусник, стилизованное изображение.

П.Ш. - Недавно молодые художники выступили с инициативой установки памятника правому рулю. Взгляни на этот проект. Очевидно, что жест рефери, который объявляет победу правого руля, имеет прямое отношение к жесту морячка. Это не случайно. Морячок в этой ссылке воплощает волю и любовь жителей Владивостока.

Е.С. – Павел, а ведь якорь, который мы видим здесь в руках моряка - это ведь один из основных символов нашего портового города. А мы сможем проследить его отражение в монументальном искусстве?
П.Ш. - Давай попробуем.

на стенках ост. Магнитогорской, на заборе Постышева, решетка Молодежка, Молодежка – ТОФ, стенка на Океанском, Бестужева, часы-якорь перед Белым домом, переход в Центре, Стела, установка на причале, Музей ТОФ, Дальзаводская, Дальзавод, дом перед Цирком, Рельеф на остановке, дом на Спортивной

Сцена 2. У Почтамта.

Е.С. - Ох, даже в глазах «заякорило»…
П.Ш. - Интересно проследить, как стела и некоторые ее элементы находят отражение в других памятниках городского искусства. Вот, например, изображение стелы на рельефе Главпочтамта. Здесь же повторяется и крылатое ленинское выражение «Владивосток далеко, но ведь это город-то нашенский…»

Е.С. - А знаю, еще один пример, когда главный памятник стал образом в композиции другого уличного произведения.

Сцена 3. Остановка Цирк.

Е.С. - Вот посмотри. Это декоративный металлический рельеф на остановке Цирк. И в нём присутствует стилизованное изображение – Памятника Невельскому . Искусство в искусстве!

З.Г. Памятник Невельскому – первый памятник Владивостока. Форма его достаточно традиционна. Пейзаж, окружающий памятник был совершенно иной, благодаря этому данное произведение смотрелось монументально, величественно. Птица в навершии - это двуглавый орел и с ним связана одна из самых странных историй. С 1924 по 1960 г. на вершине этого памятника была звезда (старые фотографии) В 1960 г. звезду убрали и вернули на место двуглавого орла! Это единственный случай в СССР, когда вместо коммунистического символа вновь поставили символ царской монархии. Памятник Невельскому долгое время был главным символом Владивостока, пока не появились более масштабные, узнаваемые объекты. Теперь же, среди зарослей, утратив панораму залива, это произведение приобрело камерное, мемориальное звучание. Честь и бремя быть главным монументом города перешли Памятнику борцам за Власть Советов.

Сцена 4. На ж\д вокзале

П.Ш. - Монумент на Центральной площади тоже нашел свое отражение в произведении искусств свободного доступа. Это роспись плафона в Железнодорожном вокзале. Её авторы – приморские художники Николай Большаков и Веналий Санников.

Е.С. - А тебе известна эта стена дома № 19 на Нейбута, где нашел свое отражение Комсомолец?
П.Ш. – Да, и это тоже – искусство в искусстве. Женя, а ты сама какой символ Владивостока считаешь главным?
Е.С. – Мне кажется, что всё, что мы посмотрели – очень уж пафосное, идеологическое. Хочется чего-то простого, земного.

Тигры

З.Г. Самый почитаемый образ хозяина тайги установлен организацией Зеленый крест на улице Набережной, недалеко от кинотеатра «Океан». Появился он в 1992 году. Величественность этого произведения создается не только благодаря благоустройству места его установки. Важным фактором восприятия городской скульптуры является естественный цвет материала, из которого она сделана.

В данном случае это бронза. Именно по-этому натуралистичный, оранжево-полосатый тигр на ул. Тигровой кажется таким детским. Словно это не скульптура, а игрушка. Да, и такое же впечатление производят тигры с улицы Посьетской, 1 Морской, у стадиона Динамо.

Значение этих скульптур – местное, декоративное. Но эти уличные игрушки украшают город лучше, чем кричащие яркими цветами рекламные вывески. А ведь они выполняют сходную функцию. Вот, например, Тигр со Второй речки, с улицы Давыдова, который отмечает вход в супермаркет. Морда этого хищника еще более реалистична. В наличии есть даже усы. Но слабый художественный уровень этой раскрашенной скульптуры, пластик из которого она сделана, определяет ей статус поделки местных народных мастеров.

Завершая парад тигров, невозможно не отметить бетонный образ на подпорной стене на Фабрике Заря. Александра Лапина проявила талант настоящего художника-монументалиста стилизации этого животного в 70-х годах прошлого века. Образ тигра здесь горд и величественен. Художественная стилизация скрадывает все лишнее, оставляя только царственную воинственную сущность.

Сцена 6. У Арки.

Е.С. – Во Владивостоке есть даже праздник в честь тигра.
П.Ш. – Да. День тигра проводится с 1996 года. Отец этого праздника: писатель-натуралист Владимир Ильич Тройнин. В 2000 году праздник при поддержке WWF впервые стал городским. В 2001 году Глава администрации города подписал постановление о праздновании Дня тигра в четвертое воскресенье сентября.
Е.С. – Вот эта инициатива мне кажется по-настоящему народной, не пафосной. Но мы совсем забыли тигра на гербе города.
П.Ш. – А ты думаешь, он там один?
Е.С. – А сколько, по-твоему? Пять?
П.Ш. – Эх, Женя, может быть и больше. С символами такого значения никогда не бывает все кристально ясно. Самый первый герб и самого старого тигра мы можем наблюдать только здесь - в мозаичном декоре воссозданной Триумфальной арки. Ты не замечаешь здесь ничего необычного?
Е.С. – Тигр желтоват и присутствуют еще какие-то непонятные элементы.

З.Г. История герба Владивостока начинается 16 марта 1883 года, когда Александр III утвердил проект архитектора Ю.Э. Рего.
"В зеленом щите золотой тигр, подымающийся по серебряной скале, с червлеными глазами и языком, в вольной части влево - герб Приморской области. Щит украшен золотою башенною короною о трех зубцах, за щитом два золотых якоря, накрест положенных и соединенных Александровскою лентою".

В 1971 году Исполком городского совета утвердил новый вариант геральдического символа Владивостока. Советские лидеры отказались от герба Приморской области, но, зато, украсили зубцы башенной короны серпом и молотом - символами государства рабочих и крестьян.

В верхней части щита, по утверждению искусствоведа Валерия Маркова, автора статьи в газете "Красное знамя" за 1985, должно было быть «изображение фигуры знаменосца - основной фигуры памятника борцам за власть Советов на Дальнем Востоке», а якоря должны были быть «перевиты гвардейской лентой". Однако следов такой полного герба советского Владивостока в монументальном искусстве не осталось. Нам известны только эти примеры.

Герб несуществующей Приморской области можно найти среди изразцов, украшающих Железнодорожный вокзал.

В 1994 году герб города освободился и от Советской символики.

В 2001 году Городская Дума Владивостока приняла последний на сегодняшний день герб - без якорей, башенной короны и ленты.
"Геральдическое описание герба муниципального образования город Владивосток гласит: "В зеленом поле щита золотой тигр с червлеными (красными) глазами и языком, идущий по скалистому серебряному склону вправо, подняв переднюю правую лапу".

Из Положения о гербе муниципального образования город Владивосток (Решение Думы г.Владивостока № 42 от 1 ноября 2001 г.)

На остановке «Фабрика Заря» - неофициальной границе города находится установка с рельефным изображением герба нынешнего Владивостока.


Сцена 7. Центральная площадь.

Е.С. – А вот еще один тигр, совсем другой. На гербе краевой администрации.
П.Ш. – Историю этого герба давай попросим рассказать нам Валентина Васильевича Аникеева, архитектора и исследователя … Здравствуйте. Я знаю, что вы причастны к созданию этого символа. Можете об этом рассказать?

Интервью с Аникеевым, архитектором.

Е.С. – Интересно. Получается, что если все, что будет соответствовать этому довольно общему описанию, может быть нашим гербом? И любая поднявшая правую лапу кошка может быть названа олицетворением города? А ведь тигр – это тоже символ Приморья.
П.Ш. – С одной стороны – это нелепо, а другой, подумай, как творчески можно взглянуть на неприступный официальный символ. Можно было устроить даже конкурс рисунков: кто как видит себе герб.

Сцена 8. на остановке Чайка.

П.Ш. - С 1994 года у Владивостока есть еще один официальный символ - цветок Рододендрона, по-народному – Багульника. Багульник пока не нашел своего монументального воплощения. Только в эскизах молодых художников.
Е.С. - Будем надеяться на то, что эти замыслы осуществятся. Павел, а ведь чайка – тоже символ Владивостока.
П.Ш. - Многие горожане так считают, но официально это пока не так. Однако, образ чайки, исполненный в самых разных техниках, будет сопровождать вас во Владивостоке, где бы вы ни находились.
Е.С. - У нас даже есть остановка Чайка.
П.Ш. – Даже несколько. К сожалению, малые архитектурные формы, установленные на остановках в советское время, сейчас находятся не в лучшем состоянии. Мы совершенно забыли о них. А ведь это – настоящие произведения городского искусства. И эта мозаика на Чайке – не исключение. Я уже рассказывал тебе, насколько дорогостоящая и кропотливая техника – мозаика. Посмотри во что превратило ее наше небрежное отношение.

Е.С. - Очень жаль. Удивительно, как из таких крупных кусочков плитки можно добиться столь изысканного силуэта птиц.
П.Ш. – Давай посмотрим других чаек.

З.Г. Чайка на подпорной стене на Магнитогорской. Формы ее огрублены. Такая трактовка образа избрана в расчете на обзор издалека, и из движущегося транспорта.
Чайка с фасада пятиэтажки на Постышева рассчитан на созерцание. Поэтому проработка более детализирована.
На Океанском проспекте, чайки – стали узором для плит подпорной стенки.
Очень живописные птицы – на фасадах Школы на Борисенко.

Сцена 9. На фоне пейзажа и граффити, на Бурачека.

Е.С. - Да, великолепные произведения…
П.Ш. – Но это все объекты советского периода. К сожалению, городские символы совсем не нашли отражения в современной уличной культуре граффити. Местные граффити-художники вдохновляются западными образцами. И как следствие, обречены быть безвестными копиистами. Остается надеяться, что скоро они осознают, что уникальность их стиля напрямую зависит от хорошего знания изображаемой темы. А что может быть ближе, чем то, что нас непосредственно окружает: море, сопки, чайки, якоря, корявенькие дубки на склонах, туманы.
Е.С. - Кому-то может показаться, что застывшие символы, которые мы сегодня осматривали, не имеют никакого отношения к нашей подвижной реальности. Это не так! Символы – это послания, которые оставили нам наши предки, их заветы. Это образы, которые они ценили и которые просят сберечь.
П.Ш. – Мир будет меняться, ускоряться, объединяться, и мы будем участвовать в этом процессе, только если сможем предложить что-то своё, уникальное. Находить и ценить уникальное, здесь, во Владивостоке, помогают нам городские символы.
Е.С. – С вами были Евгения Солнцева и Павел Шугуров.

     

______________________________________________________________________________________
Главная \ История городского искусства Владивостока \ Прогулки по городу \ 2. Городские символы

______________________________________________

© Официальный сайт компании ООО "33 плюс 1".
Любое использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации "33 плюс 1".

 

Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт