Главная \ История городского искусства Владивостока \ Прогулки по городу \ 1. Женские образы
______________________________________________________________________________________

 

Женские образы в городском искусстве
Автор: Шугуров Павел
6.02.2010 12:15 \ ПТР


Часть I


Часть II

Не правда ли, замечательно придумано – встречать весну праздником в честь женщин? Женщина – любовь, муза, мать… все эти слова связаны с надеждой, с началом чего-то нового, лучшего. Неслучайно темой рубрики стали женские образы в городском искусстве.

Экскурсию свою мы начнем с Центральной площади. Скульптурный комплекс Борцам за Власть советов на Дальнем Востоке включает два женских образа. Примечательно, что автор данной композиции, московский скульптор Алексей Ильич Тенета, изобразил всех мужчин тревожно устремленными в сторону залива, а женщин не менее тревожно всматривающимися в обратном направлении, в сторону города, тыла. Установке данного монумента в 1961 году предшествовала 17-летняя работа. Все фигуры для памятника отлили из бронзы на Мытищинском заводе художественного литья.

Сейчас уже немногие воспринимают этот объект, как героический мемориал. История уравняла значение личностей Красного и Белого движений. Поэтому сегодня основная масса горожан относится к памятнику, как к декоративному символу Владивостока, как к настоящему шедевру монументального искусства, но без идеологического трепета. Возможно, поэтому у молодых художников появляются идеи обрядить красноармейца в костюм Деда Мороза, а бронзовых девушек в Снегурочек на время новогодних праздников 2011 года. Идея смелая, но небесперспективная, тем более, как известно, комсомольцам не были чужды задорные коллективные празднования, и они бы не отказались исполнить раз в году эти роли, в свободное от борьбы время.

Еще один образ целеустремленной советской женщины вы можете найти недалеко от площади, среди декоративного оформления ГУМа, на стилизованном изображении ордена «Знак почета», вошедшим в облик здания в 1971 году. Этой награды государственный универсальный магазин Владивостока был удостоен за успехи, достигнутые в обслуживании трудящихся.

Выше по Светланской улице, в узоре высокого рельефа, украшающего вход в Драматический театр им. Горького, вы можете полюбоваться еще одним монументальным женским образом. Как и положено актрисе, эта металлическая девушка, 1975 года рождения, высокомерна и никого вокруг не замечает. Ее кокетство проявляется не только в мимике, но в самом стиле изображения.

На фуникулере поднимемся выше на Орлиную сопку, с которой вот уже 30 лет, смотрят на город 3 музы с развивающимися на ветру волосами, украшающие подпорную стену главной городской видовой площадки. Фигуры и рельеф их фона сделаны из бетона и мозаики из смальты.

Спускаясь с сопки по ул. Уборевича, обратите внимание на редкий в наших пенатах образец современного уличного искусства - девушку с милым мутантиком на поводке. Работа эта выполнена в модной нынче на западе технике постер-арта, одной из техник граффити, когда изображение заготавливается дома, а потом приклеивается на стену, как афиша или объявление. Безусловно, мы не ставим задачей программы популяризацию граффити, в массе своей уродующими облик города, однако, закрывать глаза на инициативы уличных художников и на их редкие, но очевидные, достижения нам бы тоже не хотелось. Главный вопрос в том, как город может задействовать вандалов от искусства, обратить их творческий задор во благо.

В продолжение темы, посетим еще один уголок Владивостока, хранящий произведение постер-арта. Улица Светланская, двор дома номер 5, там, где расположилась галерея Арка – один из самых живописных двориков города. Здесь вот уже несколько лет, в любую погоду милуется парочка молодых людей, изображенная анонимным, скорее всего - неместным, художником. Поздравим и эту романтичную девушку с праздником.

Русалка на Спортивной набережной в представлениях не нуждается, однако, история ее создания не менее загадочна. Появилась она летом 2003 года, как подарок городу от строительной компании "Дальстройбизнес-2". По некоторым сведениям автором ее стал скульптор из Северной Кореи по фамилии Пак, который до этого проявил свой талант в создании образов розовых фламинго на Авангарде.

С самого первого дня Русалка стала привлекательной возвышенностью для чаек и ныряльщиков. 5 лет она терпела издевательства, но в 2008 году, когда особенно грузный любитель активного отдыха, забрался ей на голову для прыжка, морская красавица не выдержала, сломалась. За время пока городские власти поднимали со дна и реставрировали ее голову, горожане организовали творческий интернет-конкурс на предмет улучшения ее художественного образа. Вот несколько коллажей.

С территории развлекательного отдыха следуем по улице Пограничной до пересечения с Батарейной к Мемориалу памяти сотрудникам УВД, погибшим при исполнении служебного долга. Этот памятник – недекоративный. Это место памяти. Будем серьезны и торжественны. Автор скульптуры – Валерий Геннадиевич Ненаживин, которому, к слову, принадлежит большинство городских женских образов. В данном случае перед нами – скорбящая мать. С распростертыми руками, которыми ей некого больше обнимать, не о ком больше заботится, фигура напоминает крест. Узнаваем стиль автора – резкие, огрубленные формы, замершие, исполненные трагизма, позы. Люди-знаки.

Мемориал был построен в рекордно короткий срок,10 месяцев, на средства собранные гражданами, благотворительными фондами, общественными организациями и сотрудниками органов и подразделений УВД по Приморскому краю, при этом многие работы, в том числе сама скульптура, были выполнена за символическое вознаграждение.

Попробуем сделать ретроспективу женских образов в уличных скульптурах Ненаживина. Для этого отправимся к кинотеатру Иллюзион на Постышева, где девушка прощается с уходящим на фронт солдатом. Серый цвет бетона, из которого сделана парная скульптура, по утверждению автора, является непременным условием бытования этого произведения в среде. Кому и для чего понадобилось окрашивать фигуры пошлой серебрянкой и наводить глянец на сапожках черной эмалью – неизвестно. Но однозначно, что эта нелепая окраска – сродни вандализму.

Следующая скульптура Валерия Геннадиевича – «Молодые матери», состоящая только из фигур женского пола, тоже живет активной общественной жизнью. Первоначально она находилась на территории нынешнего торгового комплекса и включала еще одну отдельно стоящую фигуру с музыкальным инструментом. В 90-е кипучая энергия молодого капитализма обломала девушкам носы и переместила их ближе к проспекту. Но и здесь скульптуру не оставляют в покое и светлой грусти. Неутомимый неизвестный имиджмейкер ежегодно подкрашивает бетонным приморочкам губы алой помадой. Вот что думает об этом проявлении заботы скульптор: «Я вижу в этом признак неравнодушия людей, любовь народа. Городская скульптура живёт так же, как любой из нас, в случайных обстоятельствах. Это нормально».

Существуют еще две отдельно стоящие женские фигуры авторства Ненаживина. Их появление на ул. Давыдова, в районе дома 4 не приурочено к кому-либо событию. Функция этих скульптур исключительно декоративная. Вот что говорит об этом автор: «Когда у Первого секретаря Советского района Яшина оставались в бюджете деньги в конце года, он тратил их на культуру - звонил мне и предлагал что-то срочно сделать. Все знали, что я тоже не люблю надолго затягивать художественный процесс и могу все изготовить за неделю. Надо – сделаем! Этих девушек на Давыдова мы с помощниками поставили в 3 дня». Однако, значение подобных артефактов для местного сообщества – не меньше значения всех рассмотренных выше памятников. В современном мире, основная задача скульпторов, работающих в общественном пространстве – дать локальному сообществу собственный символ, который бы определял их пространство, выделял его из однообразия типовой застройки.

Не покидая района 2 Речки, на остановке Магнитогорская каждый прохожий может полюбоваться одним из главных женских образов – Царицы морской, жены Нептуна, нареченной матери Русалки. Бетонный рельеф задуманный и воплощенный Владивостокскими художниками Волковым и Прокуровым в начале 80-х годов стал частью одного из самых любимых горожанами монументальных объектов - оформления стен при въезде в город. Думается, что популярность этих произведений обусловлена не только высоким художественным уровнем исполнения и приморской тематикой композиции, но и тем, что подпорные стены - сами по себе - символ нашего города на сопках.

Вторая речка – район облюбованный художниками-монументалистами. Здесь их мастерские, здесь же – большинство произведений. В ритме современной жизни, вечно куда-то не успевая, редкий прохожий замечает фигурки на ставшем привычным для глаза декоративном маяке на остановке транспорта на пересечении проспекта 100-летия Владивостока и улицы Русской. Маяк был сделан Александром Лебединским в 80-х годах из прочнейшего авиационного металла, и в первое десятилетие своего существования светился и издавал музыкальные звуки. Вместе с моряком и рыбаком здесь присутствует и девушка, в активном движении поднявшая лозунг с именем любимого города.

С одной городской окраины перенесемся на другую, на Эгершельд, где на стенах детской площадки по улице Верхнепортовой живут удивительные сестренки в стиле граффити. Их автор, как и положено уличному художнику, больше известен под псевдонимом – Ра3к (Патрик). Ра3к обладает не менее узнаваемым, чем у названных мэтров, авторским стилем и при известном трудолюбии имеет все шансы вписать свое имя в историю городского искусства Владивостока. На вопрос: «Кого вы изобразили?» Ра3к отвечает: «Это роковые Виолетты. Это девушки, которые встречаются в жизни любого парня. Я их много рисую».

Освещая тему женских образов в монументальном искусстве Владивостока, невозможно обойти вниманием мозаичные панно на торцах пятиэтажек на Партизанском пр-те, дом 28 и проспекте 100-летия Владивостока, 56, ост. Фирсова. Особенно хочется отметить эту романтичную девушку, создания начала 70-х годов. Местные жители дали ей имя Ассоль, по ассоциации с героиней феерии Александра Грина «Алые паруса». Ассоль с Фирсова так же бесконечно долго всматривается вдаль, в приходящие корабли, ожидая своего возлюбленного.

Техника мозаики – очень кропотливый труд. Из маленьких осколков цветного стекла и битой керамической плитки художники собирают масштабные панно. Смысл этой работы в долговечности мозаичных произведений, которые не имеют срока годности и не поддаются разрушению.

Следующий объект, которым мы хотим завершить наш обзор – тоже мозаика, только собранная не из кусочков стекла, а из кирпичей разного цвета. «Портрет трех» находится на улице Днепровской. В СССР было всего две женщины космонавта, учувствовавших в полетах: Савицкая Светлана Евгеньевна и Терешкова, Валентина Владимировна. Образ одной из них, как нам думается, запечатлен на брандмауэре во Владивостоке.

На этом добротном произведении монументального искусства 70-х годов позвольте считать наш обзор завершенным. Тема не может быть исчерпана, но мы и не ставили перед собой задачи скрупулезной переписи, мы попытались представить вам Владивосток, как город-музей под открытым небом, где вы можете созерцать произведения искусства прямо на улицах, по пути с работы домой или из окна своей автомашины. Это искусство принадлежит вам, нам всем, нашим детям. Будем помнить о нем, беречь его и любить.

И все-таки основная ценность, шедевры в нашем городе-музее – это образы живых людей… приморочек… жительниц Владивостока, равных которым в красоте и обаянии нет нигде в мире. С Праздником наши милые. Спасибо за то, что освещаете нашу жизнь. Любви вам, семейного счастья, здоровья и творчества!

     

______________________________________________________________________________________
Главная \ История городского искусства Владивостока \ Прогулки по городу \ 1. Женские образы

______________________________________________

© Официальный сайт компании ООО "33 плюс 1".
Любое использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации "33 плюс 1".

 

Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт