Вернуться в АРХИВ <33+1>

Шугуров 33+1 Павел. Ответы на вопросы. Для галереи "Люда".

 

Как Вас зовут?

Павел 33+1 Шугуров: ИХТИК (Хабаровск), Мулдашев Анатолий (Санкт-Петербург), Шукупов Павел (Владивосток), Инжиров Петр (Ростов), Плоткова Наталья (Комсомольск-на-Амуре), Терский Олег (Севастополь), Манюкян Катерина (Санкт-Петербург), Манучан Екатерина (Геленджик), Гурулева Надежда (Санкт-Петербург), Мухин Константин (Владивосток), Петров Дмитрий (Санкт-Петербург), Дышло Андрей (Москва), Горелов Петр (Москва), Сплавинов Сергей (Санкт-Петербург), Малицкий Павел (Дзержинск), Кротов Алексей (Санкт-Петербург), Потапова Светлана (Ставрополь), Бабыкин Ашот (Санкт-Петербург), Карпов Валентин (Москва), Работник Петр (Хабаровск), Минский Эльдар (Петропавловск-Камчатский), Селиверстов Сергей (Санкт-Петербург), Кузнецов Анатолий (Ярославль), Жевакин Игорь (Тула), Шпагин Ян (Омск), ЖОЙ (Новосибирск), Самохин Петр (Киров), Курашевский Олег (Владивосток), Торт Илья (Санкт-Петербург), Крошка Любовь (Красноярск), Владивосток Павел (Владивосток), Водоедов Лев (Новосибирск), Ластова Валентина (Серпухов).


Это Ваши творческие псевдонимы?

Скорее это структура для архивирования произведений моего искусства. Каждому из направлений, жанров или выпуклых тем, которыми я увлекался как художник, непривыкший себе отказывать в творческом эксперименте, я давал человеческое имя, сочинял биографию и характер. Делалось и делается это для того, чтобы структурировать неостановимый поток творчества, понять - откуда и куда я двигаюсь. Это не имена или псевдонимы, это названия шкафчиков на складе моих затей. На сегодняшний день 25 шкафчиков уже не пустуют, копят живопись, инсталляции, видео и паблик арты, 7 – еще свободны, один уже опечатан (Кузнецов Анатолий, художник № 23, спрыгнул с долгостроя Екатеринбургской телебашни ради искусства).


Вы художник?

Художник – тот, кто имеет талант и навык для передачи своего мировоззрения в визуальных образах и символах. С некоторого времени художники завоевали себе право делать свою работу не только посредством художественных материалов, но чем угодно, включая текст и собственную биографию. Как можно не быть художником в эпоху такой творческой свободы?!

 

Что для Вас самое важное в творчестве?


Для меня искусство – это модель общества, а творчество – это способ гармоничного существования. Венцом творчества я почитаю цельную жизнь художника, прожитую, как один законченный проект, имеющую смысл, вектор, послание.


Кого Вы считаете своими учителями?

В последовательности: дедушку Сашу и Гоголя, Достоевского, Лескова; отца моего Евгения Александровича и Дальневосточную природу; училищных преподавателей Николая Андрейчикова и Камалова Андрея, Кастанеду, Хаима Сутина, Пикассо, русских авангардистов (особенно, Гончарову и Попову); Омск и живописца Молодцова Николая; институтского преподавателя Кирилла Ивановича Шебеко, Евсея Моисеенко, Егора Летова и Цоя; жену Плотникову Наталью Николаевну – мой эталон доброты; Валерия Тамошевича и мухинских моих товарищей Илью, Веронику, Артема и других, Ферапонтово, русское церковное зодчество и христианство; Санкт-Петербург и Эрмитаж, набережную Дудергофского канала, колодцы Петроградки, портовую часть Васьки; Бойса и Метью Барни; Екатеринбург и Старика БУ Кашкина; дочь Надежду Шугурову; Ермена Анти, Дамира Муратова, Побиска Кузнецова…


Вы можете жить за счет искусства?

С некоторых пор я не разделяю искусство, науку и бизнес. Жизнь моя – это сплошной акт творчества, и Общество с ограниченной ответственностью «33 плюс 1» - этому подтверждение.


Что Вы думаете о петербургской субкультуре?

В «местном контексте» я с 2001 года, начиная с выставок Цветной живописи в Борее и в Дельте. Не очень большой стаж. Но, благодаря разносторонним культурным интересам и коммуникабельности, я не воспринимаю петербургскую субкультуру некой тусовкой, а огромным числом культурных деятелей из разных тусовок (тусовка Пушкинской 10, мухинская тусовка, туса Союза художников, про-артевская тусовка). Одно для меня бесспорно, город не может и не сможет переварить то количество творческих людей, которое он притягивает и порождает. «Культурного» в Питере так много, что оно перестает иметь ценность, перестает быть культурой, а становится мусором под ногами.

Тусовка « contemporary », с недавнего времени кучкующаяся вокруг «Люды» в художественной жизни Питера составляет 2-3 % от общего числа. Актуальные художники не более продвинуты, или талантливы остальных, им просто нравится рассматривать свои портреты в местных журналах, и они не теряют надежду почитать о себе на английском языке. Это часть их искусства, часть Уорхоловской традиции. Они не самые вдумчивые, но зато самые подвижные и энергичные, поэтому я тусуюсь, в основном, с ними.

Среди моих друзей, есть по-настоящему замечательные люди. Петр Швецов – самый честный художник, из тех, кого я знал. Андрей Горбунов и Эдуард Шелганов – самые талантливые... Однако меня больше интересует творчество других персонажей Питерской арт-сцены: некрореалистов, Хлобыстина, Михаила Креста и ребят из Грязной галереи, Андрея Рудьева. Сложно сказать, чем определяется этот интерес, видимо тотальностью концепта, спаянностью жизни и творчества. Эти деятели – сами себе «субкультура», тогда как остальные - все-таки части глобальной contemporary тусовки. Причем настоящих героев, таких, кто отважился бы поехать в Мекку актуального искусства, занять какое-то положение в мире «реальной» конкуренции, пока не видно. Все словно предпочитают быть звездами на периферии. Все словно ждут толчка от своих московских кураторов…

О ситуации в мире?

Когда-нибудь мы оглянемся назад и содрогнемся от того, в какой хаос мы позволили повергнуть наше общество: в какую обжираловку, в какой гедонизм, в какие отвратительные понты. И хорошо, если у нас будет такой шанс - оглянуться.

И я очень взволнован тем, что художники – некогда самая активная часть общества, сейчас стали такими же «посторонними», такими же мещанами. Они разделили свою жизнь на «творческую» (с 11 до 19) и «обычную», словно не понимая того, что в таком разделении их искусство теряет весь смысл, становится декоративным, становится интерьерным продуктом или аттракционом развлечения. И это в эпоху полной творческой свободы!!

 

Почему Вы выставляетесь в ЛЮДЕ?

Говорим о Люде, говорим – о Петре Белом. Белый - не зря ведущий художник Спб своего поколения, «поколения рекламных агентов». Его проект галереи «Люда» - абсолютно чистый, гениальный срез актуального искусства начала 2000-х в Петербурге. Это жест, имеющий начало и конец, готовый для того, чтобы лечь в летопись города отдельной законченной главой. О, я рад участвовать в этом!

 

Творческие планы?

Моя пенсионерская поездка «по Европам» заканчивается. Посмотрел и Питер, и Москву, и Европы, и Америки – можно возвращаться на Родину, во Владивосток. Хватит учиться, пора пробовать реализовать полученные знания в полном объеме, на самой целине. Есть мысль создать такой проект - размером с город, длиной лет в 10, закружить разухабистым перформансом соотечественников на китайские жирные денежки. Для этого, наверное, пойду в чиновники…

 

С ------------ П. Шугуров (СПб)
Май 2009