<<< вернуться в раздел Мистификация и виртуалистика
Леонид Тишков "Даблоиды"

1953 родился в г.Hижние Сеpги Свеpдловской области
1974 начал публиковать карикатуры
1979 окончил Московский медицинский институт им. И.Сеченова
с 1989 член Союза художников СССР
1990 организатор издательства "Даблус"
с 1993 президент фонда "Даблус"
--------------------------------------------------------------------------------
О себе:
Я родился на Среднем Урале. И две горы, Кукан и Больничная - это две доли печени, в которых живет Великая душа Стомака, а желчный пузырь это озеро, в котором отражается мое небо.
Вот и появился один из моих героев - Стомак, автономно живущий и движущийся желудочно-кишечный тракт, извилистый, как жизненный путь русского человека, нежный, как слизистая тонкой кишки, прекрасный, как рождественская елка, могучий, как Уральский горный хребет. А на этом У р а л е, на этой мифической благоухающей елке, arbor mundi, висят сказочные украшения, отражая восторженные глаза детей. Прежде всего Даблоид. Он похож на самостоятельно передвигающуюся ногу с маленькой головой наверху. Он символизирует соитие высокого и низкого: голова в небесах, далеко, потому и маленькая, нога внизу - устойчивая и большая. Знак Дао: инь и ян - это два даблоида, соединенные между собой. Иероглиф Дао (путь) состоит из двух иероглифов: нога и голова. Значит Даблоид это наш путь, его красный цвет - это жизнь, его молчание - наша мудрость.
Откуда пришли эти Даблоиды? Они родились от округлого (rotundum) высшего бога - Даблуса, единого и великого. И произошло это на Урале, земле, порождающей мифы, где и мне повезло родиться. Документальных свидетельств присутствия Даблуса на Среднем Урале бесконечное множество. Этот район вообще самый насыщенный феноменами в России.
Обычно Даблус наблюдатели путают с НЛО. Овальная форма, молочный свет, исходящий от краснооранжевого тела, чувство страха у наблюдателей, способ "рождения" пришельцев; раскалывание пополам и исчезновение... Все это говорит за то, что пресловутые Неопознанные Объекты - вполне определенный и конкретный предмет: Великий и Могучий Даблус. Блестящий андрогин - Отцемать - так назвал я свою книгу, (выпущенную в издательстве Даблус в 1993 году), вода и огонь, мандала, явление эпифании.
Мною найдено изображение Даблуса на древнерусских иконах Рождества. Обычно Богородица возлежит или сидит на овальном красном объекте, иногда его называют мутака, подушка для сидения. Так как в византийской или православной иконе все имеет смысл, и иконопись является настоящим концептуальным искусством, этот предмет явно представляет собой Даблус - соединенные друг с другом женские груди красного, "жизненного" цвета, олицетворяющие "вечную женственность", плодородие, а в иконе - Рождение Христа. Сидящая Мария на Даблусе означает христианство, попирающее язычество, и в то же самое время рожденное из него.
Как всякий сильный психический бессознательный феномен, возникший из недр сознания народа, Даблус появился в России в период перехода от одной политической системы в другую, когда общество находится в состоянии растерянности, беспокойства и замешательства. И вот он появляется и рождает для упорядочения психического хаоса Даблоидов как инструменты - так называемые "янтры", по буддизму доктрины махаяны, которые нормализуют психический порядок, замещая собой политические и социальные мифы Даблоидом.
Нельзя не отметить, что это особенно важно для русской нации, чья склонность к хаосу и психопатическая расположенность известны во всем мире. Превращаясь из абстрактного образа в мягкую теплую "любимую" игрушку, Даблоид становится ручным, а страх и агрессия исчезают, как дым. Представьте только такую картину: что если множество партий, общественных организаций, мелкие социальные группы заменят свои знаки на флагах и в сознании на единый красный знак - даблоид на желтом фоне? Этот Даблоид, эта "идея всех вещей" сублимирует и массовые психозы, и смутные страхи подростка, маленького жителя Урала или Техаса.
Впервые я увидел Водолазов на берегу озера, когда мне было 6 лет, они вышли из воды, в руках они держали свои влажные сердца, а их шланги уходили в глубину подсознания Урала. Водолазы искали утопленников, моих соотечественников, утонувших пьяными или спящими во время купания на свадьбе или проводах в армию. Теперь водолазы стоят внутри "Библиотеки водолазов", освещая светом своей головы раскрытые книги.
Черный бархат их кожи, скафандра, напоминает плюшевых медведей, любимую игрушку русских детей, длинный шланг - это бесконечная пуповина, никогда не отрезанная, она сопровождает нас всю жизнь, связывая с землей и вечностью. И когда придет время вернуться обратно - ласковая и сильная рука натянет веревку. Посмотрите на этот коврик, уральское народное творчество: в каждой семье есть такие, их кладут у порога. Мне кажется - это плацента, детское место, "послед", откуда берет свои корни пуповина. Этот коврик вязала моя мать из старой одежды нашей семьи. Вот рубашка моего отца, здесь платье моей мамы, здесь детские мои одежды. Все разрезано на тонкие ленты и переплетено в единую структуру, многие уже умерли, кто носил эту одежду, но их тепло хранит этот коврик, который берет силу или кровь из земли Урала и по невидимой пуповине передает ее тебе всю жизнь. Еще один архетип, присутствующий в доме каждого уральца - "дорожка", также сотканная из старой одежды, она может быть очень длинной, как жизнь человека, и как жизнь человека то светлой, то темной, то радостной, то грустной.
Мои земляки, уральцы, построили свой мифологический Космос по образу и подобию вселенной.
--------------------------------------------------------------------------------
Творчество московского художника Леонида Тишкова по своей природе не поддается категоризации. Представляя его публике, мы не можем отнести его к той или иной художественной школе или стилю. Лучше составить список его работ. Хотя Тишков получил медицинское образование, сейчас это преуспевающий живописец, книгоиздатель, иллюстратор, график, карикатурист, поэт, драматург, скульптор, композитор и организатор выставок.
Чтобы извлечь суть его творчества из этого ослепительного разнообразия, надо обратить внимание на повторяющиеся у него группы образов. Одна из главных его черт - это перенесение таких образов из одного жанра в другой. Живописные сюжеты разрабатываются затем в книгах и беседах, акварельные образы преобразуются в трехмерные скульптуры. В итоге его работа изобилует внутренними ссылками, поскольку все его идеи глубоко взаимосвязаны. Чтобы понять его живопись, надо прочитать его пьесу “Даблоиды” (1991г), а это поможет выяснить его более широкий контекст в русской культуре вообще. Только так сможет критик найти основной принцип, объединяющий все творчество Тишкова в последовательную художественную и философскую систему, и определить, как эта сложная и эксцентричная по виду система входит в русло русской культуры.
Центральным для творчества Тишкова является образ Даблуса - архетип и символ плодородия, связанный, стало быть, с мифом рождества. Овальная форма отражает андрогинную природу этого существа, объединяющего в себе женское и мужское начало - грудь и фаллос. Единый, несмотря на свою двойственность, Даблус может быть рассмотрен как современный вариант поиска утраченного идеала андрогинной цельности, в которой противоположности еще не разошлись.
Далее, Даблус имеет двойственное отношение и к сакральному, и к профанному. В первом смысле Даблус соотносится с ложем, на котором Богоматерь изображается на русских иконах Рождества, во втором - напоминает хлеб и колбасу, этих непременных составляющих современного питания русских людей, то есть матерьяльного, мирского человеческого существования. Детки Даблуса - красные, в форме ступни - зовутся Даблоиды. Имя произведено по морфологическому образцу Леон-Леонид, как зовут самого художника (см. “Не только Даблоиды: избранные беседы, иллюстрированные автором”).
Кроме Даблоидов, художественный мир Тишкова населен другими существами - это Слоны, Водолазы, Чурки, Стомаки. Даблоиды обычно, хотя не всегда, воплощают человеческие комплексы, заблуждения, иллюзии, невежество, глупость, страх. Чурки им сродни - они спесивы и агрессивны, обижают одиноких, застенчивых, незащищенных, голеньких Стомаков. Водолазы скрыты своими масками и целиком зависят от шлангов, которые могут быть перерезаны в любую минуту. Живя в слоновьем хоботе, эти персонажи крепко связаны тем пространством, которое они населяют и представляют - узким и тесным пространством нашего подсознания.
Книга, выпущенная издательством Даблус в 1991 году в количестве 500 экземпляров под названием “Даблоиды”, дает нам дальнейшую информацию об этих созданиях в форме ступни. Ее литографированные страницы рукописного формата почти пусты слева и перегружены справа. Слева дается какое-то изолированное изображение с подписью: на первой странице “прекрасный андрогин” Даблус, на следующих 13 - пародийные варианты советских типов Даблоидов. У Тишкова, в его писаниях и картинах, отдельные части человеческой анатомии - ступня, желудок, печень, сердце, грудь, фаллос - превращаются в символы.
Издание книг Тишков дополнил недавно интересом к скульптуре. Его последние выставки включают не только двумерные, но и трехмерные изображения Даблуса и Даблоидов. В центре представленных им работ он помещает ступнеобразные скульптуры Даблоидов, которые и символически и буквально соединены путаницей трубок с большим грудастым Даблусом. Фигурки Даблоидов всех сортов, цветов и размеров снабжены подписями: “Потрогай меня, я теплый”, “Меня любят дети и женщины”, “Я люблю вас”, и т.д. Акварелька, включенная в инсталляцию, поясняет, как сделать свой собственный Даблоид, скажем, из старого носка.
В конце показа проводится ритуальная церемония обрезания трубок, соединяющих Даблоиды с Даблусом, и они остаются висеть как знак этого прерванного изначального единства.
В дополнение к скульптуре Тишков сопровождал свои последние выставки музыкой собственного сочинения, исполняемой им на органе. К своей игре он добавляет при этом примитивные звуковые импровизации, состоящие из шепота, вздохов, и всевозможных других фонетических комбинаций, производящих почти гипнотический эффект. Это напоминает фантастическую филологию Крученых, его "заумь", предлагаемую в качестве спонтанного некодифицированного языка. Это можно также сравнить с экстазом религиозных сектантов, когда они начинают "говорить на языках". В конечном счете, Тишков так же соотносится с русской культурой, как его Даблоиды с Даблусом. Будь то его стихи, картины, рисунки, cкульптура, музыка, книжные иллюстрации или карикатура, все они порождены этой культурой. Однако, столь тесно связанные с русской традицией, они в то же время тонко пародируют ее. Будучи синтезом утверждения и скептического подрыва ее символов, они открыты двойственному толкованию. Его иллюстрации могут казаться и глупыми и мудрыми, его писания - и вульгарными и лиричными, его мироощущение - и ребяческим и серьезным, его картины - и безобразными и утонченными. Но если они и выглядят "некрасиво", то скорее потому, что Тишков безразличен к традиционным вопросам красоты и стиля. И в этом смысле он глубоко укоренен в русской традиции, которая в отличие от Запада всегда оставалась - по словам Джеймса Биллингтона - "более поглощена идеалом, воплощенным в картине, чем ее художественной стороной". Таким же образом, для Тишкова важнее не как выражено содержание, а что говорит его произведение.
Л.Грубишик. "Традиция и новаторство в творчестве Леонида Тишкова." (сокр.) Из книги "L.Tishkov. Creatures", 1993
© 1991-2005 ART I NFO
----------------------------------------------------------------------------------------------------
<…Тишков рассказывает о том, что человек получается из трубки. Первая стадия зародыша, по его словам, представляет собой блин, затем сворачивающийся в нечто похожее на трубку. «Поэтому, — говорит Тишков, — нас так привлекают трубы и вообще все вытянутое и полое внутри»…>
<… Тишков, однако, начинает издалека и рассказывает о существах, благодаря которым и стал известным художником. Рассказывает подробно, подозревая в собеседнике поверхностное знакомство с его работами.
Однако кто же не знает «даблоидов»! Кто не знаком, хотя бы фрагментарно, с персональной мифологией Тишкова! Собственно, это и не мифология даже, а серьезная философская система, разыгранная в театральном представлении длиною в жизнь с помощью придуманных персонажей. Рассказ художника напоминает мне ощущение от чтения поэм Хлебникова: в какой-то момент спотыкаешься о совсем уж темное, непроговоренное место и вынужден вернуться назад, чтобы сохранить хотя бы то ценное, что уже понял.
В космогоническом мифе центральное место занимает Даблус — живое существо в форме колбасы, но с женскими грудями на обоих концах. Это идеальный органический объект, сочетающий в себе черты рога изобилия и, наоборот, замкнутого на себе идеального эротизма. Это праматерь всех остальных существ. Попытки уничтожения Даблуса приводят к появлению «даблоидов» — осколков изначальной сущности. «Даблоиды» сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Зрительно они представляют собой ноги с маленькими отростками, напоминающими аппендикс, сверху. «Даблоиды» украшены извилинами, которые придают им физиологический, нутряной вид и играют роль персонификации всех индивидуальных различий, существующих между людьми. И, вполне в духе восточной философии, показывают, что индивидуальные различия — это зачастую всего лишь искусственные конструкции, созданные благодаря иерархиям разных культур.
У «даблоидов» немало предшественников, прежде всего — в мире литературы. Создатель эсквайра Тристрама Шенди Лоренс Стерн считал, что у каждого из нас свой «конек», род мелкого помешательства на некоторой идее или деятельности, не имеющей практического смысла. «Конек», конечно, не «даблоид», но тоже строго индивидуален. Другой пример, более близкий по смыслу. У старшего современника Тишкова, писателя Юрия Мамлеева, есть рассказ «Нога». Герой рассказа до безумия влюблен в собственную ногу. Так, что долго и старательно нежит ее по утрам, чтобы смягчить каждодневную травму от соприкосновения с полом. Эта нога — уже близкая родственница «даблоидам».
Помимо «даблоидов», в мире Тишкова существуют менее определенные персонажи — «стомаки», несчастные скитальцы, и «чурки», нередко побивающие «стомаков», проходимцы по характеру и поведению. Эти создания, скорее, представляют собой человеческие типы (как представляют их и персонажи, скажем, commedia deN'arte), a не символы культурных различий. К «стомакам» близки и «водолазы», и другие трубчатые создания, возникшие как продолжение и развитие темы вытянутой, полой внутри поверхности, которой мы все когда-то были. Есть в этом мире и лыжники, и ангелы, но их роль либо эпизодическая, либо не вполне ясная.
«Даблоидам» и прочим товарищам Тишков посвятил множество графических и живописных серий. Это, в большинстве своем, резкие по цвету и графической манере вещи. С теми или иными из них знакомы, пожалуй, все. Эти работы одновременно восхищают и отталкивают зрителя, как и любое сочетание физиологии и подсознания. Восхищение преобладает, пожалуй, когда смотришь на истовую живопись Тишкова времен его жительства в сквоте Фурманного переулка. Людей в костюмах атакуют женские груди с крыльями, похожие на символы какой-то христианской секты. «Чурки» глумятся над «стомаками» в пустыне цвета желудочного сока. Жар физиологии так силен, что прошибает пот. Там, где градус снижается (к примеру, в графических сериях), чувствуешь скорее любопытство. Стремление Тишкова поймать ощущение человека, вспомнившего о том, что он был трубкой, иногда приводит к образам слишком громоздким и многосоставным. Деталь способна увести от целого…>
из статьи "луна, вид сверху" Валентина Дьяконова, НоМИ, 4/51/2006
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Леонид Тишков: ДАБЛОИДЫ, ДАБЛОИДИЗАЦИЯ, ДЕДАБЛОИДИЗАЦИЯ - ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС
В 1989 году возле деревни Бажуково местными жителями был обнаружен Даблус, который впоследствии произвел даблоидов. Так на свете появились существа, наличие которых определяется состоянием сознания человека. Будем называть этих несуществующих существ абсурдными. В ряду этих существ нашего существа наличествуют стомаки, водолазы, чурки, живущие в хоботе и протодаблоиды. Сейчас идет речь о существах нашего сознания: о даблоидах.
В течение десятилетия было проведено множество таких манифестаций даблоидов как текст, изображение, объект, инсталляция, звук, театр и политическая сатира.
Все это имело единственную цель - освобождение сознания человека от даблоидов. Каждое мое действие как администратора даблоидного мира было связано с разъяснением населению что такое даблоиды и как быть свободными от них. К 10-летию появления даблоидов я довожу до сведения всех людей следующий Манифест Дедаблоидизации, который назвал
АНТИДОГМА 999
1. Если вы будете следовать по пути определённом ниже - ваше сознание ждет освобождение от даблоидов. Вы можете не следовать по этому пути - вы свободны в выборе. Но ваш выбор - это насилие над сознанием. Так что если перед вами путь - никогда не стойте - идите.
2. Вашим сознанием манипулируют с рождения, вкладывая даблоидов внутрь неокрепшего мозга. Когда мы можем осознать это - мы уже получили даблоидов. Но есть время определить паразитов и освободить сознание от них.
3. Никогда не принимайте все так как есть. Все на самом деле не так, просто даблоиды не дают вам понять истинную природу мира. Настоящая информация -это та, что вы почувствовали своими руками и сердцем. Никогда не читайте газет, журналов и книг, которые несут внутри себя идеологию. Не смотрите телевизор и не слушайте радио. Не слушайте агитаторов и мененджеров. Избегайте воспитателей, учителей и наставников. Сначала они читают стихи, а потом заставляют работать на них. Потом посылают на войну.
4. Не просите помощи общества - она никогда не бескорыстна. Вы будете служить общему знаменателю и вас будут использовать как носителя определенного даблоида. Бросьте даблоида на дорогу и идите рядом с всеми. Но не с ними.
5. Не верьте государству. Выбросьте все символы вашего государства на помойку. Флаги, гербы, гимны и национальные святыни. Это только выдумки лукавых художников и их начальников, чтобы пометить своих рабов. Любые знаки и отличия, любые символы и логотипы - это только символ даблоида.
6. Ваш язык и национальность стали репрессивным орудием в руках кучки держателей власти - отбросьте национальность и учитесь говорить на языках всего мира. Ваш язык - человеческий, ваша национальность - человек.
7. Все религии мира лживы. Именно они создали огромных даблоидов в виде Христа и Магомета. И теперь бьют ими друг друга. Никогда не ходите в храмы и церкви, там вам вложат в рот вместе с причастием маленького даблоида, который в последствии завладеет вашим сознанием.
8. Не объединяйтесь в группу. Никаких общих дел и партий. Не ходите на собрания и демонстрации. Не участвуйте в выборах. Ваш выбор - это выбор толпы. Только слабое сознание ищет спасение в толпе себе подобных. Руководитель обеспечит вас своим даблоидом - но нужен ли он вам?
9. Никогда не следуйте моде. Одинаковая одежда, музыка, поведение, слова, книги, - делает вас баранами и собирает в стадо. Не имейте стиля и характера - будьте никем.
10. Не употребляйте никаких психостимуляторов: наркотики, алкоголь, табакокурение, нейролептики приводят к зависимости и вы становитесь манипулируемыми на химическом уровне организмами.
11. Нет никаких предпочтений, никаких идеалов, не возводите памятники и мемориальные доски, и тогда не нужно будет разрушать памятники и осквернять могилы. Мемориалы и колумбарии - склады даблоидов, такие же, как музеи и библиотеки.
12. Избегайте насилия и людей несущих насилие в словах и в поступках. Они больны. И эта болезнь инфекционная. Жажда власти толкает их к агрессии. Прикрываясь гуманной идеологией , они хотят власти. Они ее получат и станут такими же жирными котами как те, с которыми они боролись. Битва идеологий - это борьба худшего с плохим. Это борьба даблоидов.
13. Освободитесь от жажды денег и вещей. Прекратите завидовать и ревновать. Оставьте тщеславие и гордость. Забудьте про совесть и правила. Будьте только бдительны - не теряйте сердца и не гасите свет внутри него. Этого достаточно.
14. Прекратите занятия искусством. Не заполняйте окружающее нас пространство предметами искусства. Неживые и пыльные они стоят вокруг нас и пугают своей "красотой". Только живое дерево или цветок, свет солнца, рядом стоящий человек или животное - вот истинное сокровище, а не затхлые слова и изображения.
15. Не слушайте пророков, не читайте манифестов, не тратьте вашу жизнь на чтение чепухи. Забудьте все, что вы здесь прочитали. Это создание очередного даблоида. Выбросите его из головы. И будьте живыми.
ПРОПАГАНДАБЛУС, январь 1999
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Леонид Тишков: Качество цветка
Если смотреть в увеличительное стекло на препарат клетки животного или растения, можно различить составные части этой удивительной сущности. Создана эта клетка явно со знанием дела: тончайшие перегородки мембран, прозрачность внутриклеточной жидкости и лучистость ядра. Все это напоминает нам произведение искусства. Но когда мы видим ЖИВУЮ клетку, видим, как все двигается, ядро пульсирует, а митохондрии меняют цвет, то понимаем, что настоящее искусство – это то, что живое. И как это сделано, как эта жизнь возникла, мы не можем понять, только ощущаем, что чудесное посещает нас.
Так же при созерцании произведения искусства меня меньше всего интересует тщательность, замысловатость, выдумка, присутствие экспликации, цена, помещение, где это произведение экспонируется. Даже судьба художника не интересует меня. Самое главное для меня – есть ли дыхание жизни в этом произведении, будь то картина, неказистый объект, замысловатая инсталляция или простое видео, мерцающее холодным светом. Когда я вдруг ощущаю, что ЧТО-ТО вдохнуло жизнь в эту собственно сделанную человеком вещь, я осознаю, что сталкиваюсь с проявлением чудесного. Присутствием чудесного я определяю качественность произведения искусства. Никакое иное мерило, по моему разумению, невозможно применить к этому виду продукта, что мы сейчас называем современным искусством. Интуитивность в оценке иногда эфемерного произведения предлагает нам существовать как бы в идеальном мире, чего, собственно, и добиваются художники, существа идеалистические a priori.
Но никогда еще ни одному художнику не удалось создать живого цветка, даже травинки, растущей в пыли у дороги.
© 2005–2006, "Художественный журнал"