> 33 плюс 1 \ Обзор СМИ \ Интервью для газеты "Конкурент", 2010
 
 

Официальное искусство улицы

13 ноября 2010 года большая подпорная стена от Краевого дома физкультурника в сторону остановки Картинная галерея преображалась на глазах прохожих уже третий день. Несмотря на холод и лежащий вокруг снег, ребята работали не покладая кисточек. Почему и зачем в этот день здесь собралось столько художников, рассказал Павел Шугуров – лицо, ответственное за городской дизайн.

Нам поступило задание от мерии оформить гостевую трассу. На самом деле это далеко не первая работа с подпорными стенами. В данный момент еще одна команда работает на стене ниже ТОВМИ.

Наши рисунки, как и любые произведения искусства, нельзя трактовать однозначно. Хороша та картина, которая позволяет каждому зрителю увидеть что-то своё. Лично я считаю, что зритель и не вправе говорить художнику о его произведении, как оно нравится или не нравится. Оценивать, значит - ставить себя выше. Это некультурно. Художник – индикатор общества. Это всё равно, что спорить со временем, кричать ему: «ты не право!». Мой совет зрителям, а в нашем случае – это прохожие: воспринимать творчество как вопрос к себе. Почему эта работа будоражит вас? Вызывает позитивные или негативные эмоции? Почему эта работа могла появиться здесь и сейчас?

Для реализации уличных проектов мы используем разные материалы. Естественно, любая технология – это баланс между надёжностью и затраченным бюджетом. В данном случае стенка была очищена от старой краски, а после этого окрашена фасадной акриловой краской. Эта композиция продержится относительно недолго, сезона два – три. Росписи в монументальном искусстве относятся к разряду временных акций, однако, если задуматься, то «временное» может оказаться предпочтительнее «постоянного».

Во-первых, бюджет росписи в 10-20 раз дешевле облицовки, которая тоже невечная и требует ухода. Во-вторых, у ребят есть возможность постоянно развивать свой талант, нарабатывать опыт и имя. Чем больше практики, тем их работы лучше. И это уже заметно на примере подпорной стены на Молодёжной: новые рисунки качественнее прежних. В-третьих, картинки будут постоянно меняться, не успеют надоесть жителям города.

Что ещё интересного намечается?

23 ноября 2010 года в музее современного искусства Артэтаж-ДВГТУ состоится акция «Клей для чиновника», которую я буду проводить совместно с арт-сообществом 33+1.
На большой стене музея я клеем нарисую человеческие лица, сверху приложу бумажные листы. Т.е. взгляду посетителей этой выставки предстанет «доска объявлений», состоящая из листов с заявлениями и жалобами граждан, конечно, не настоящих, а имитированных. В ходе акции я предложу публике два варианта поведения: можно посидеть в сторонке, понаблюдать, а можно – поучаствовать со мной в действии. И начну обрывать бумагу. Следы клея и клочки бумаги будут вырисовывать на стене черты лиц. Т.е. сначала зрители видели просто белую в бумажках стену, а потом их взгляду откроется художественное панно. Более того, они сами смогут участвовать в его создании. В ходе акции я надеюсь, что каждый присутствующий почувствует себя неотъемлемой частицей в достижении общего благополучия.

Что значит - 33+1?

Во время обучения в академии в Питере, я придумал проект, которую так и назвал. Он существует уже лет десять. За это время идея несколько раз трансформировалась. Теперь 33+1 - это организация, в которую входят художники и арт-менеджеры, работа которых направлена на преобразование городской среды средствами искусства. Организация наша работает в трех городах: во Владике, Питере, Кемерово. Я периодически посещаю своих коллег. Мы вообще постоянно переписываемся, обмениваемся опытом. Мне приятно, что родной город - Владивосток является новатором в сфере городского искусства. Ко мне обращаются за советом, приглашают выступить с лекциями. В январе еду с докладом в Москву в модный арт-центр «Винзавод». Наш опыт уникален именно взаимодействием художников и властей. Возможно, с нами могли бы потягаться Екатеринбург или Пермь, но у них другая концепция. Я уверен, что наш метод продвижения - продуктивнее и перспективнее, причём эти слова поддержат и другие специалисты в данной области. Однако, окончательно все рассудит только время.

Как же вы стали главным художником города Владивостока официально?

Мэр и главный архитектор обратили внимание на мои идеи. Мы с ребятами смогли делом доказать, что город не возможен без уличного творчества. Несколько проектов мы сделали на энтузиазме, бесплатно. Я считаю это абсолютно правильным. Если вы хотите что-то предложить обществу – покажите товар лицом, в реальных условиях. Если получится хорошо, всем захочется иметь к этому отношение. Тогда уж будьте готовы к заказам.

Вообще, работать во Владивостоке, с владивостокцами – удовольствие. Я работал с властями Санкт-Петербурга, с питерскими градстроительным и художественными советами. Вот пример крайнего консерватизма, междусобойчика и творческой стагнации. Я доволен своим теперешним начальником – главным архитектором города: мы работаем в форме диалога. Он упорядочивает архитектурный хаос, доставшийся нам в наследие от советской эпохи и перестроечного периода. Аллегорично можно сказать, что, не имея возможности расселения нашей коммуналки, он пытается сделать в ней ремонт, навести порядок, определить график дежурств. Моя задача – не только художественное украшение общего дома – города. Я ставлю себе задачей выстроить творческую индустрию. Творчество – это работа с любовью, с очевидной пользой - это созидание. Даже если мы украсим наш город художественными шедеврами, собранными со всего мира, это мало изменит отношение к нему жителей. Чтобы мы, из людей, проживающих во Владивостоке, стали горожанами, владивостокцами, необходимо, чтобы мы начали творить его, созидать его сами. Моя задача, сделать условия для такой творческой реализации, закрепить эти условия в виде системы, в виде городского заказа на творчество. Речь не идет о художниках, работающих в своих мастерских сами для себя – они вне сферы моих профессиональных обязанностей и личного интереса. Я поставлен помогать реализации творческих проектов в общественном пространстве.

От лица города Владивостока обращаюсь ко всем неравнодушным, творческим людям: приходите со своими идеями. Вы необходимы нашему городу! Не стесняйтесь. Я помогу вам доработать ваш проект, найти средства на его реализацию. Удел слабых – найти себе работу не ради самореализации, а ради денег, и объявить мир вокруг несправедливым, оправдывая этим, прежде всего, компромиссы со своей совестью, собственные пороки и грешки. Удел сильных – пытаться изменить ситуацию, отдавая себя полностью во имя общей пользы. Благое дело – это очень трудно… но это романтично и легендарно! Как говорится, почувствуйте разницу между существованием и жизнью!

Вы занимаетесь любимой работой? Что для вас «нелюбимая» работа?

Моя должность - ответственный за городской дизайн. Вопросов очень много, не самых романтичных. Сейчас, например, остро стоит вопрос о колористике города, в какие цвета красить дома, чтобы они складывались в красивую мозаику? Чтобы город выглядел цельным, стильным. Я читаю по этой теме книги, общаюсь с местными специалистами. Вместе мы ищем цветовое решение для нашего города.

Я очень люблю городское искусство: скульптуры, объекты, удачные граффити и т. п. Однако, разрисовывать всё подряд - нет смысла, не везде это уместно. Для рисунков надо искать места. И, поверьте, их не так много. По крайней мере, они уже все на карандаше.

Что касается работы вообще: выбор должен быть осознанным. Ведь ходить на нелюбимую работу – это все равно, что самому выкинуть жизнь на помойку. Однако, решающим фактором должна быть даже не любовь, а цель и польза. Хотя я привык к свободе, а теперь должен работать в офисе. Быть художником интересно, как быть режиссером и сниматься в кино о себе самом. Чиновником быть неинтересно, все равно, что каждый день делать опись каждого своего жеста и звука, как кладовщик на складе своей судьбы. Но жаловаться мне не на что. Во-первых, это очередной эксперимент в жизни; во-вторых, я двигаюсь к цели - городу Мечты, пробуриваю путь для будущих поколений художников, а это и есть созидание, а потому – творчество.

 

20.11.2010

 

 

 

Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт