Воспоминание о моряке загранплавания.
Владивосток, ул. Адмирала Фокина, 27.
2013.

Автор идеи — Руслан Вакулик.

Авторы эскиза — Георгий Шароглазов, Сергей Меренков, Вадим Пименов.

Скульптор — Виктор Мосиелев.

Продюсер — Павел Шугуров.

Изготовитель — Литейная мастерская Ивана Дубровина.

Монтажник — Михаил Леднев.

Руководитель проекта — Александр Бойко.

Младший менеджер – Наталья Коробка

Заказчик — администрация г. Владивостока.

Бронза.

Эскизы.

Изготовление и установка.

История.

Моя мечта с 2004 года - памятник моряку торгового флота. Как памятник Бендеру в Рио-де-Жанейро, как Чижику, как портфелю Жванецкого, Владивостоку нужен ломовой народный памятник. Достопримечательность без пафоса. Это должен быть памятник моряку загран-заплыва конца 70-х - начала 80-х годов. Как я это вижу. Место - Морвокзал. Материал - бронза, латунь. В натуральный рост. Образ - парень лет 25-ти, в джинсах-клёш, рубашке с длинным воротником (вариант - ветряк), смело расстёгнутой, завязанной снизу на узел. Ботинки на платформе, прическа "ветерок" (вариант - mullet), В руке - дипломат, подмышкой - стопка виниловых пластинок (верхняя - Kiss, "Dynasty"), из кармана торчит пачка Marlboro и японской жвачки, стоит, отставив ногу в сторону, и ловит мотор небрежно так. Название композиции - "В АРАГВИ!!" Парня зовут Эдик.
Нужно, чтобы это всё узнавалось моментально, было исторически верно, и носило такой...
универсальный характер. Придумаем - сделаем памятник. Свадьбы будут заезжать, туристы
щёлкать. Пора бы! Такие люди были - уникалы все как на подбор.

Руслан Вакулик.

Открытие.

Жизнь произведения.

Из диссертации Павла Шугурова

"Социокультурная динамика городского искусства в России

на примере г. Владивостока".

Идея создания городской скульптуры «Воспоминание о моряке загранплавания» принадлежала известному владивостокскому блогеру Р. Вакулику. Высказанная на страницах Интернета и перепечатанная в местных газетах и журналах, мысль о том, как было бы хорошо, если во Владивостоке появился памятник моряку торгового флота, народному герою позднего советского времени, который являлся своеобразным проводником в мир по другую сторону «железного занавеса», около 10 лет «обрастала» легендами, критикой и поддержкой горожан. В 2012 г. для реализации этой идеи администрацией города был приглашён Сергей Викторович Меренков (1976 г. р.), профессиональный живописец и скульптор-самоучка, имевший опыт объёмных художественных работ для частных заказчиков. Профессиональных скульпторов, работающих в реалистично-гротескном стиле, в городе на тот момент не было. Фотографии эскиз-модели, сделанной Меренковым, были размещены в Интернете и получили много критических замечаний. Интернет-пользователи обсуждали позу, жесты, одежду, аксессуары моряка. Особенно много мнений было высказано по поводу поднятого вверх большого пальца, которым вернувшийся из рейса моряк, гружённый дефицитными иностранными товарами, привлекал внимание водителей такси. Очевидцы утверждали, что данный жест был нехарактерен для того времени, но автор настоящего исследования, используя служебное положение, настоял на сохранении кулака с поднятым вверх большим пальцем, ставя будущую интерактивность данного элемента в приоритет исторической правдоподобности.
В виду отказа Меренкова вносить правки, переработка модели была поручена Георгию Фёдоровичу Шароглазову (1952 г. р.), также скульптору без профессионального образования, но с большим практическим опытом реставрации и создания скульптурных объектов. Более того, Шароглазов в ранние годы сам был моряком и ходил в загранплавания. Его эскиз был отправлен в Екатеринбург в Литейную мастерскую Ивана Дубровина. Создание модели скульптором Виктором Васильевичем Мосиелевым (1970 г.р) сопровождалось полной переработкой образа, который оперативно согласовывался с главным архитектором города А. Мельником. Таким образом, личное участие позволяет восстановить степень «размытости» авторства данного произведения. Сроки государственного контракта определяли жёсткие условия установки объекта, поэтому на тщательную проработку произведения не хватило времени. Скульптура не удостоилась высокой художественной оценки: неестественная поза, деформированные пропорции и т. п. Также сомнительным с точки зрения пространственной композиции оказалось место размещения: по воспоминаниям очевидцев и первоначальному замыслу Вакулика статуя должна была располагаться напротив ресторана «Арагви» (ул. Алеутская, 23), где моряки обычно отмечали возвращение на родину. Но в условиях зауженного пешеходного трафика место нашлось только напротив «Аптеки № 33» (ул. Адмирала Фокина, 27), что дало городскому сообществу повод для шуток на тему того, зачем там оказался моряк после своего загранплавания. Но подобные шутки, являясь частью социокультурной рефлексии, перерастая со временем в легенды, что было проиллюстрировано настоящим исследованием выше, – укрепляют связь арт-объекта с локацией, в отличие от щитов наружной рекламы, которые действительно мешали его восприятию. Однако если оценивать это произведение с точки зрения трансформации типов городского искусства под влиянием социокультурной динамики, то оно, безусловно, новаторское. Скульптура «Воспоминание о моряке загранплавания» открыто демонстрирует взаимодействие с местным сообществом, как историей своего появления, так и функцией быть персональной «игрушкой» для каждого уникального зрителя.

Автор настоящего исследования, в то время – административное лицо, был вынужден прогнозировать разную возможную социальную реакцию на купленное за бюджетные деньги произведение. Поэтому он умышленно начинал деятельность по программе «Улучшение художественного облика городской среды Владивостокского городского округа» на 2012—16 гг. произведением, идея которого уже широко обсуждалась в Интернете. Важным фактором стало то, что у концепции арт-объекта был автор – авторитетный горожанин со своей интернет-активной аудиторией, имеющей в случае конфликта средства и навыки к своей защите. Характер изображения был реалистическим, но не серьёзным, а гротескным, что было сделано умышлено, чтобы перевести в шутливое русло возможные нападки, причины которых могли находиться совсем не в области искусства или истории, а в области политической борьбы за власть. Программная деятельность выстраивалась на основе опыта, полученного автором в качестве директора Мастерской монументального искусства «33 плюс 1» в ходе продвижения масштабных художественных проектов в Санкт-Петербурге (2006—09 гг.) и во Владивостоке (с 2009 г.) Главной целью мастерской было продвижение резонансных, авторских произведений, что диктовало первоначальное условие – необходимость подготовки горожан к их восприятию.

Текст диссертации на сайте ДВФУ.