Бюст Анны Ивановны Щетининой.
Владивосток, сквер Щетининой.
2013.

Автор эскиза, скульптор — Тимур Дорошевич.

Продюсер — Павел Шугуров.

Руководители проекта — Даниил Фомин, Александр Бойко.

Заказчик — администрация г. Владивостока.

Полимербетон, гранит.

Конкурс эскизов.

Изготовление и установка.

История.

Анна Ивановна Щетинина родилась 26 февраля 1908 года на станции Океанской под Владивостоком. Отец Иван Иванович (1877-1946) - уроженец с. Чумай Кемеровской области работал (1908 год и далее) - стрелочником, лесником, рабочим и служащим на рыбных промыслах, плотником и комендантом дач в Облотделе НКВД. Мать Мария Философовна (1876-1971) из Кемеровской области. Брат Владимир Иванович (1919) родился во Владивостоке, работал мастером цеха Авиазавода на ст. Варфоломеевка Приморского края.
В 1919 году Анна Щетинина поступила в начальную школу в Садгороде. После 1922 года училась в единой трудовой школе на станции Седанка, где в 1925 г. окончила 8 классов. В том же году поступила на судоводительское отделение Владивостокского водного техникума путей сообщения. Не боялась черной работы - во время учебы в техникуме работала санитаркой и уборщицей в зубоврачебном кабинете техникума. В период обучения плавала учеником на п/х «Симферополь» и о/с «Брюханов» Дальрыбы, матросом на п/х «Первый краболов».
После окончания техникума Анна Ивановна была направлена в АКО (Акционерное Камчатское Общество), где всего за 6 лет прошла путь от матроса до капитана. Первый рейс Щетининой в качестве капитана (1935) - перегон парохода «Чавыча» из Гамбурга на Камчатку - привлек внимание мировой прессы. С тех пор ее стали называть «Леди Капитан».
В 1936 году Анна Щетинина была награждена орденом Трудового Красного Знамени за тяжелые рейсы через Охотское море. Так, в феврале 1936 года ее пароход в течение 11-ти суток был затерт льдами. За время вынужденного дрейфа подошло к концу продовольствие. Моряки сели на жесткий паек: команде выдавали 600 граммов хлеба в день, комсоставу — по 400. Пресная вода также оказалась на исходе. Весь экипаж и пассажиры были мобилизованы на заготовку снега. Его собирали с льдин, насыпали в форпик, а затем плавили паром. Так добыли около 100 т воды. Это позволило пароходу снять в Олюторке почти все рыбную продукцию. В течение всего ледового плена Анна Ивановна не сходила с капитанского мостика, собственноручно управляла судном, выбирая удобный момент, чтобы вывести «Чавычу» изо льдов.
С 1928 году Анна Щетинина замужем за Николаем Филипповичем Качимовым, который работал радистом на судах рыбной промышленности, впоследствии – начальник Радиослужбы Дальрыбы во Владивостоке. В 1938 году Николай Филиппович был арестован и содержался под следствием во Владивостокской тюрьме в течение года. В 1939 году освобожден и реабилитирован. По словам АИ, ее мужа, вместе с другими арестованными, освободила жена Молотова Полина Семеновна Жемчужина, нарком Рыбпрома, которая в 1939 году приезжала во Владивосток. С 1939 по 1941 год Н.Качимов работал в Радиоцентре Наркомрыбпрома в Москве. В 1941 пошел добровольцем на фронт, служил в Ладожской военной флотилии начальником БЧ-4. Имел 4 правительственных награды. Умер в 1950 году.
В 1938 году А. И. Щетинина была назначена начальником рыбного порта во Владивостоке. В том же году поступила в Ленинградский институт водного транспорта на судоводительский факультет. Имея право свободного посещения лекций, через два с половиной года окончила 4 курса.
В начале Великой Отечественной войны получила направление в Балтийское пароходство. Лето 1941 года ходила на пароходе «Сауле», выполняя задания военного командования в Финском заливе, часто попадая под обстрел фашистской авиации. Осенью 1941 года вместе с группой моряков была командирована во Владивосток в распоряжение Дальневосточного морского пароходства (ДВМП), где работала на судах «Карл Либкнехт», «Родина» и «Жан Жорес» - перевозила воинские грузы и даже высаживала десант на Сахалин.
Все это давало ей право говорить о себе: «Я прошла весь тяжелый путь моряка от начала до конца. И если я сейчас капитан большого океанского корабля, то каждый из моих подчиненных знает, что я явилась не из пены морской!»
После окончания войны с Японией АИ подала просьбу отпустить ее в Ленинград для окончания Ленинградского института инженеров водного транспорта. В Ленинграде до 1949 года работала в Балтийском пароходстве капитаном судов “Днестр”, “Псков”, “Аскольд”, Белоостров”, “Баскунчак”, “Менделеев”. На “Менделееве” села в тумане на рифы острова Сенар, за что министром МФ была переведена капитаном судов V группы на один год. Плавала на лесовозе “Баскунчак” до его перехода на Дальний Восток. А с 1949 года работала ассистентом в Ленинградском высшем инженерном морском училище и одновременно заочно заканчивала 5 курс судоводительского факультета.
В 1951 году А.И. Щетинина была назначена сначала старшим преподавателем ЛВИМУ, а затем деканом судоводительского факультета. В 1956 году ей было присвоено звание доцента. В 1960 года переведена во ВВИМУ (ДВВИМУ, МГУ) на должность доцента кафедры “Морское дело”.
Интересы Анны Ивановны не ограничивались только морем. В 1963 году, став председателем Приморского филиала Географического общества СССР, она обратилась к мореплавателям с просьбой сообщать о наблюдениях «над необычными, аномальными или редкими явлениями», изучение которых «расширит знания человека».
А.И. Щетина написала две книги, стала членом Союза писателей России.

Звания Анны Щетининой: Герой Социалистического Труда, Почетный работник Морского флота, Почетный гражданин города Владивостока, Почетный член Географического общества СССР, член Союза писателей России, Почетный член Дальневосточной ассоциации морских капитанов в Лондоне.

Награды: два ордена Ленина, орден Отечественной войны II степени, орден "Красная Звезда", орден "Трудового Красного Знамени", медаль "За победу над Германией в Великой Отечественной Войне 1941-1945 г.г.", медаль "За победу над Японией", золотая медаль "Серп и молот", знак отличия "Герой Социалистического Труда".

Открытие.